Шины делятся на дорожные, внедорожные, зимние универсальные, летние универсальные и всесезонные универсальные. Принадлежность шины к тому или иному классу определяется большим количеством различных параметров (состав каучуковой смеси (резины), детали внутренней структуры и т. д.), главным из которых является рисунок протектора
Дорожные - предназначены для езды по сухим асфальтированным дорогам. Рисунок протектора у таких шин имеет очень неглубокие канавки, малое количество вырезов, большую площадь сцепления с дорогой. Представьте шины болида Формулы 1 - типичная дорожная резина, широкая и "лысая". Дорожная резина самая тихая и износостойкая. Однако не всегда дорога сухая и чистая, как трасса Формулы. Поэтому на дорожных шинах для легковых автомобилей все-таки присутствуют канавки, чтобы после дождичка в четверг вы смогли доехать до дома на железном коне, а не в деревянном ящике.
Внедорожные - наборот предназначены для езды там, где никаких дорог нет. Но если немецкий автобан и наш родной МКАД похожи, то между песками Сахары, снегами Арктики и проселками Рязанской губернии огромная разница. Поэтому внедорожные шины более "узкоспециализированные" по конкретным условиям применения. Рисунок протектора у таких шин обычно крупный с большими грунтозацепами, глубокими канавками и множеством мелких прорезей. Но с учетом того, что большинство внедорожников используется, в основном, для езды по хорошим дорогам, производители шин выпускают для них всесезонную и вседорожную резину. Она не плоха на асфальте, и в то же время на ней можно прокатиться по бездорожью при случае. Однако, если у вас есть желание принять участие в Южноафриканском сафари, или погоняться за чукчами по тундре, выбирайте специализированные шины.
Летние универсальные - предназначены для эксплуатации летом, при температуре, обычно, не менее 5 - 10 градусов Цельсия. По виду очень похожи на дорожную, тоже канавки протектора неглубокие, выступы широкие, на них мало мелких прорезей, но рисунок более сложен. Дело в том, что летние шины, в отличие от дорожных, разрабатывают не только для езды по ровным асфальтированым дорогам в хорошую сухую погоду. Ведь, если вам придется поехать на деревню к дедушке, не будете же вы менять резину, только для того, чтобы не забуксовать на "лепешках" соседской коровы. Да и в дождь, который летом не такая уж и редкость, "переобувать" автомобиль, желания не возникает. Значит надо, чтобы летняя резина не доставляла неприятностей и справлялась бы с лужами, участками грунтовой дороги и обочины, а также мокрым асфальтом. Поэтому - то и рисунок протектора летней шины более замысловат, чем у дорожной, состав каучуковой смеси другой, да и характеристики различные. Шины, у которых есть глубокий водоэвакуационный канал (иногда их два или даже три), делящий широкую шину на узкие "полушиния" имеют хорошую устойчивость к аквапланированию - неуправляему скольжению шины по водяной пленке. В такой шине вода по каналу и по нарезанным, обычно "елочкой" поперечным канавкам выбрасывается из пятна контакта, что предотвращает аквапланирование. Поскольку при наличии симетричного рисунка протектора нелегко удачно объединить эффективную способность предотвращения аквапланирования и точные поворотные качества на сухой трассе, то при проектировании шины, часто рисунок протектора делатся асимметричным. Крепкие, как правило, косые или веерообразные канавки внутреннего ребра эффективно удаляют воду из-под шины, а протектор внешнего ребра придает устойчивость при езде на большой скорости. Не последнее значение имеет и эффективность торможения. Добиться уменьшения тормозного пути автомобиля позволяет увеличение количества ламелей - мелких прорезей на выступах протектора и применение более мягкой каучуковой смеси при производстве шины. Однако увеличение количества вырезов, каналов и ламелей неизбежно приводит к увеличению шума. Применение более мягких сортов каучуковой смеси - к ухудшению износостойкости. Одно приобретаешь - другое теряешь.
Зимние универсальные - прямая противоположность летним. Протекторы у них мощные, с крупным рисунком, с глубокими и широкими канавками, с большим количеством мелких прорезей, обеспечивающих сцепление со скользкой дорогой. По вине такого рисунка зимняя шина довольно тяжело катится и сильно шумит, кроме того, быстро изнашивается, т. к. сделана из мягких сортов каучуковой смеси. Часто зимние шины выпускают ошипованными. Действительно, шипы хороши на льду и на снегу, они обеспечивают малый тормозной путь и уменьшают вероятность заноса на обледенелой дороге. Поэтому в некоторых северных странах, например в Финляндии, в зимнее время разрешается использовать на автомобилях только шипованную резину. Однако на твердом асфальте шипы приносят больше вреда, чем пользы. Повышается уровень шума, увеличивается расход топлива, но главное, шипы интенсивно разрушают дорожное покрытие и поднимают много пыли. По этой причине во многих странах, в основном в тех, где обледенелая дорога - редкость, запрещается эксплуатация автомобилей с шипованными шинами. Некоторые производители выпускают шины без шипов, но с гнездами, предназначенными под них. Ошиповать такие шины можно на специализированной сервисной станции. Использовать их без шипов можно, но гнезда под шипы забиваются, увеличивая массу шины, да и механическая прочность и износостойкость такой шины не на высоте. Покупать же неошипованную шину и производить ее ошиповку дороже, чем брать уже ошипованную. Современные технологии позволяют создавать шины и без шипов, способные вцепляться в лед и снег "мертвой хваткой". Применение новых составов каучуковой смеси, ламели и уплотнительные зоны, развитые грунтозацепы, канавки для отвода воды и снега позволяют придать зимней шине нужные характеристики.
Всесезонные универсальные - попытка производителей сделать шины на все случаи жизни. Но невозможно соединить несоединимое. При попытке суммировать достоинства летней и зимней резины, неизбежно суммируются и недостатки. Получается, что летом всесезонная резина хуже летней, а зимой хуже зимней. К тому же всесезонка изготавливается из очень мягких сортов каучуковой смеси, значит, износостойкость явно не на высоте. Как правило рисунок протектора у всесезонной резины либо мелкий, испещренный множеством ламелей, и продольных канавок, либо крупный, с развитыми канавками и крупными выступами, но без ламелей и подольных водоэвакуационных каналов.
Дорожные - предназначены для езды по сухим асфальтированным дорогам. Рисунок протектора у таких шин имеет очень неглубокие канавки, малое количество вырезов, большую площадь сцепления с дорогой. Представьте шины болида Формулы 1 - типичная дорожная резина, широкая и "лысая". Дорожная резина самая тихая и износостойкая. Однако не всегда дорога сухая и чистая, как трасса Формулы. Поэтому на дорожных шинах для легковых автомобилей все-таки присутствуют канавки, чтобы после дождичка в четверг вы смогли доехать до дома на железном коне, а не в деревянном ящике.
Внедорожные - наборот предназначены для езды там, где никаких дорог нет. Но если немецкий автобан и наш родной МКАД похожи, то между песками Сахары, снегами Арктики и проселками Рязанской губернии огромная разница. Поэтому внедорожные шины более "узкоспециализированные" по конкретным условиям применения. Рисунок протектора у таких шин обычно крупный с большими грунтозацепами, глубокими канавками и множеством мелких прорезей. Но с учетом того, что большинство внедорожников используется, в основном, для езды по хорошим дорогам, производители шин выпускают для них всесезонную и вседорожную резину. Она не плоха на асфальте, и в то же время на ней можно прокатиться по бездорожью при случае. Однако, если у вас есть желание принять участие в Южноафриканском сафари, или погоняться за чукчами по тундре, выбирайте специализированные шины.
Летние универсальные - предназначены для эксплуатации летом, при температуре, обычно, не менее 5 - 10 градусов Цельсия. По виду очень похожи на дорожную, тоже канавки протектора неглубокие, выступы широкие, на них мало мелких прорезей, но рисунок более сложен. Дело в том, что летние шины, в отличие от дорожных, разрабатывают не только для езды по ровным асфальтированым дорогам в хорошую сухую погоду. Ведь, если вам придется поехать на деревню к дедушке, не будете же вы менять резину, только для того, чтобы не забуксовать на "лепешках" соседской коровы. Да и в дождь, который летом не такая уж и редкость, "переобувать" автомобиль, желания не возникает. Значит надо, чтобы летняя резина не доставляла неприятностей и справлялась бы с лужами, участками грунтовой дороги и обочины, а также мокрым асфальтом. Поэтому - то и рисунок протектора летней шины более замысловат, чем у дорожной, состав каучуковой смеси другой, да и характеристики различные. Шины, у которых есть глубокий водоэвакуационный канал (иногда их два или даже три), делящий широкую шину на узкие "полушиния" имеют хорошую устойчивость к аквапланированию - неуправляему скольжению шины по водяной пленке. В такой шине вода по каналу и по нарезанным, обычно "елочкой" поперечным канавкам выбрасывается из пятна контакта, что предотвращает аквапланирование. Поскольку при наличии симетричного рисунка протектора нелегко удачно объединить эффективную способность предотвращения аквапланирования и точные поворотные качества на сухой трассе, то при проектировании шины, часто рисунок протектора делатся асимметричным. Крепкие, как правило, косые или веерообразные канавки внутреннего ребра эффективно удаляют воду из-под шины, а протектор внешнего ребра придает устойчивость при езде на большой скорости. Не последнее значение имеет и эффективность торможения. Добиться уменьшения тормозного пути автомобиля позволяет увеличение количества ламелей - мелких прорезей на выступах протектора и применение более мягкой каучуковой смеси при производстве шины. Однако увеличение количества вырезов, каналов и ламелей неизбежно приводит к увеличению шума. Применение более мягких сортов каучуковой смеси - к ухудшению износостойкости. Одно приобретаешь - другое теряешь.
Зимние универсальные - прямая противоположность летним. Протекторы у них мощные, с крупным рисунком, с глубокими и широкими канавками, с большим количеством мелких прорезей, обеспечивающих сцепление со скользкой дорогой. По вине такого рисунка зимняя шина довольно тяжело катится и сильно шумит, кроме того, быстро изнашивается, т. к. сделана из мягких сортов каучуковой смеси. Часто зимние шины выпускают ошипованными. Действительно, шипы хороши на льду и на снегу, они обеспечивают малый тормозной путь и уменьшают вероятность заноса на обледенелой дороге. Поэтому в некоторых северных странах, например в Финляндии, в зимнее время разрешается использовать на автомобилях только шипованную резину. Однако на твердом асфальте шипы приносят больше вреда, чем пользы. Повышается уровень шума, увеличивается расход топлива, но главное, шипы интенсивно разрушают дорожное покрытие и поднимают много пыли. По этой причине во многих странах, в основном в тех, где обледенелая дорога - редкость, запрещается эксплуатация автомобилей с шипованными шинами. Некоторые производители выпускают шины без шипов, но с гнездами, предназначенными под них. Ошиповать такие шины можно на специализированной сервисной станции. Использовать их без шипов можно, но гнезда под шипы забиваются, увеличивая массу шины, да и механическая прочность и износостойкость такой шины не на высоте. Покупать же неошипованную шину и производить ее ошиповку дороже, чем брать уже ошипованную. Современные технологии позволяют создавать шины и без шипов, способные вцепляться в лед и снег "мертвой хваткой". Применение новых составов каучуковой смеси, ламели и уплотнительные зоны, развитые грунтозацепы, канавки для отвода воды и снега позволяют придать зимней шине нужные характеристики.
Всесезонные универсальные - попытка производителей сделать шины на все случаи жизни. Но невозможно соединить несоединимое. При попытке суммировать достоинства летней и зимней резины, неизбежно суммируются и недостатки. Получается, что летом всесезонная резина хуже летней, а зимой хуже зимней. К тому же всесезонка изготавливается из очень мягких сортов каучуковой смеси, значит, износостойкость явно не на высоте. Как правило рисунок протектора у всесезонной резины либо мелкий, испещренный множеством ламелей, и продольных канавок, либо крупный, с развитыми канавками и крупными выступами, но без ламелей и подольных водоэвакуационных каналов.