Традиционно колеса автомобилей изготавливаются методом штамповки из листовой стали с последующей сваркой. Но даже современные технологии штамповки не позволяют обеспечить необходимые для современных скоростных легковых автомобилей параметры допустимых отклонений геометрии и биения колес. Поэтому все большую популярность завоевывают колеса из алюминиевых сплавов.
Колеса из алюминиевых сплавов впервые были установлены в 1964г. в США на спортивные автомобили. 1967г. - в Италии и Японии аналогичные колеса появились на автомобилях общего назначения. 1974-75г.г. - разработаны и утверждены международные стандарты на производство и контроль алюминиевых колес. Страны, где хорошо развита автомобильная промышленность, интенсивно развивают производство колес из алюминиевых сплавов. К примеру, в США к 1991 году уже около 50% автомобилей были оснащены такими колесами.
В настоящее время существуют следующие разновидности легкосплавных дисков: кованые диски, литые из магниевого сплава, литые из алюминиевого сплава.
Кованые диски изготавливаются методом горячей штамповки из алюминиевых или магниевых сплавов с последующей термо- и механической обработкой, при этом обеспечивается очень высокая прочность и жесткость конструкции, высокая коррозионная стойкость. При ударе кованый диск не лопается, а мнется и на нем не образуется трещин. Эти колеса примерно в 1,5 - 2 раза легче стальных. Основной недостаток кованых дисков - их высокая цена, а также ограниченные возможности по дизайну. Однако в последнее время в специализированных магазинах появились кованые алюминиевые диски российских производителей, имеющие достаточно конкурентоспособную цену.
Литые диски из магниевого сплава несколько легче, чем алюминиевого. Они хорошо держат удары, но у них есть существенный недостаток - очень большая подверженность коррозии. Поэтому такие диски покрывают специальным сверхпрочным и дорогим лаком, повреждения которого недопустимы. Для российских городских дорог, которые сейчас посыпают хлористым соединением, они абсолютно не подходят, поскольку буквально за считанные недели могут покрываться неэстетичными разводами.
Наибольшее распространение получили литые диски из алюминиевого сплава. По своей прочности они практически не уступают стальным, правда, при сильном ударе они не гнуться, а раскалываются. Это связано с тем, что в процессе стандартного литья, даже самого высокотехнологичного, существует вероятность появления скрытых пор и раковин в теле диска, что снижает его механические свойства. Поэтому для обеспечения механической прочности стенки литых дисков стараются сделать достаточно толстыми.
Еще одним недостатком литых дисков является невозможность восстановления после деформации. При этом если от появления трещин и разрушения после удара производителям удается уйти (сейчас при сертификации продукции обязательным условием является сохранение целостности диска) и современные диски не лопаются, а сминаются, однако это плюс только с точки зрения безопасности - для дальнейшего же использования они все равно становятся непригодными.
Еще одной разновидностью являются сборные легкосплавные колеса, в которых диск и обод соединены стальными или титановыми болтами, равномерно распределенными по периметру обода. Головки этих болтов и придают колесу необычный, "навороченный" вид. Отметим, что диск и обод могут быть изготовлены по различным технологиям. Многие фирмы выпускают цельнолитые колеса с короткими фальшболтами, имеющими чисто декоративный характер. Чтобы различить цельнолитое колесо с фальшболтами от сборного, следует посмотреть на колесо с обратной стороны. У цельнолитого границы перехода от обода к диску непрерывны (без шва).
Колеса из алюминиевых сплавов впервые были установлены в 1964г. в США на спортивные автомобили. 1967г. - в Италии и Японии аналогичные колеса появились на автомобилях общего назначения. 1974-75г.г. - разработаны и утверждены международные стандарты на производство и контроль алюминиевых колес. Страны, где хорошо развита автомобильная промышленность, интенсивно развивают производство колес из алюминиевых сплавов. К примеру, в США к 1991 году уже около 50% автомобилей были оснащены такими колесами.
В настоящее время существуют следующие разновидности легкосплавных дисков: кованые диски, литые из магниевого сплава, литые из алюминиевого сплава.
Кованые диски изготавливаются методом горячей штамповки из алюминиевых или магниевых сплавов с последующей термо- и механической обработкой, при этом обеспечивается очень высокая прочность и жесткость конструкции, высокая коррозионная стойкость. При ударе кованый диск не лопается, а мнется и на нем не образуется трещин. Эти колеса примерно в 1,5 - 2 раза легче стальных. Основной недостаток кованых дисков - их высокая цена, а также ограниченные возможности по дизайну. Однако в последнее время в специализированных магазинах появились кованые алюминиевые диски российских производителей, имеющие достаточно конкурентоспособную цену.
Литые диски из магниевого сплава несколько легче, чем алюминиевого. Они хорошо держат удары, но у них есть существенный недостаток - очень большая подверженность коррозии. Поэтому такие диски покрывают специальным сверхпрочным и дорогим лаком, повреждения которого недопустимы. Для российских городских дорог, которые сейчас посыпают хлористым соединением, они абсолютно не подходят, поскольку буквально за считанные недели могут покрываться неэстетичными разводами.
Наибольшее распространение получили литые диски из алюминиевого сплава. По своей прочности они практически не уступают стальным, правда, при сильном ударе они не гнуться, а раскалываются. Это связано с тем, что в процессе стандартного литья, даже самого высокотехнологичного, существует вероятность появления скрытых пор и раковин в теле диска, что снижает его механические свойства. Поэтому для обеспечения механической прочности стенки литых дисков стараются сделать достаточно толстыми.
Еще одним недостатком литых дисков является невозможность восстановления после деформации. При этом если от появления трещин и разрушения после удара производителям удается уйти (сейчас при сертификации продукции обязательным условием является сохранение целостности диска) и современные диски не лопаются, а сминаются, однако это плюс только с точки зрения безопасности - для дальнейшего же использования они все равно становятся непригодными.
Еще одной разновидностью являются сборные легкосплавные колеса, в которых диск и обод соединены стальными или титановыми болтами, равномерно распределенными по периметру обода. Головки этих болтов и придают колесу необычный, "навороченный" вид. Отметим, что диск и обод могут быть изготовлены по различным технологиям. Многие фирмы выпускают цельнолитые колеса с короткими фальшболтами, имеющими чисто декоративный характер. Чтобы различить цельнолитое колесо с фальшболтами от сборного, следует посмотреть на колесо с обратной стороны. У цельнолитого границы перехода от обода к диску непрерывны (без шва).